Карта сайта |Контакты

ШКОЛА БИЗНЕС-ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

Профессиональные стандарты
работы бизнес-тренера под
потребности современного бизнеса


1. Планирует и разрабатывает программу обучения

  • Проводит оценку потребностей в обучении, определяет и формулирует цели обучения, которые отображают конкретные результаты обучения.
  • Изучает существенные характеристики, ожидания и особенности участников процесса обучения1 с целью обеспечения его эффективности.
  • Адаптирует или разрабатывает программу тренинга в соответствии с целями обучения, особенностями участников и контекста обучения.
  • Избирает соответствующие целям обучения методы, комбинирует применение методов обучения с целью обеспечения эффективности процесса обучения.
  • Планирует и разрабатывает материалы тренинга, примеры, упражнения в соответствии с профессиональным контекстом2  и особенностями участников тренинга3
  • Своевременно предоставляет заказчику, участникам тренинга программу обучения и соответствующие материалы, обосновывает потребности в обучении.


2. Готовится к тренингу

  • Анализирует возможные трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения, связанные особенностями участников тренинга; разрабатывает план действий для их преодоления.
  • Контролирует и предварительно  решает вопрос логистики и материально-технического обеспечения.
  • Обеспечивает доступ к ресурсам обучения для всех участников процесса обучения.
  • Заблаговременно проверяет готовность и исправность оборудования, необходимого для обеспечения эффективности тренинга.


3. Обеспечивает эффективность тренинга

  • Сообщает цели обучения, убеждается в их понимании и восприятии участниками тренинга, обосновывает их важность, учитывая профессиональный контекст участников тренинга.
  • Определяет основные правила ведения тренинга и ожидания участников тренинга.
  • Применяет принципы управления временем во время тренинга.
  • Использует преимущества физического расположения участников, время от времени изменяет их расположение в соответствии с контекстом и целями обучения.
  • Анализирует влияние факторов среды на эффективность обучения и принимает соответствующие меры по повышению эффективности обучения.
  • Своевременно и в соответствии с ситуацией препятствует нежелательному поведению участников тренинга.
  • Быстро и вежливо решает проблемные ситуации.


4. Эффективно взаимодействует и общается

  • Использует понятный для участников тренинга язык, который отвечает их профессиональному контексту и особенностям.
  • Использует преимущества невербального общения.
  • Внимательно и с уважением слушает других, применяет навыки активного слушания в соответствии с обстоятельствами и контекстом обучения.
  • Четко формулирует и аргументирует свои мнения, убеждается в их понимании участниками тренинга.
  • Поощряет других к обсуждению своих мнений.


5.  Демонстрирует навыки проведения презентации

  • Уверенно выступает на людях, привлекает и удерживает внимание участников в течение всего тренинга.
  • Освещает основные идеи, ключевые знания и навыки несколькими способами, совмещая разные методы и инструменты презентации.
  • Приводит контекстные примеры, обосновывает необходимость применения новых знаний и навыков  в рабочем контексте.
  • Использует технические средства презентации и средства визуального представления информации (проектор, видеомагнитофон, флипчарт, доску, схемы, и тому подобное), комбинирует их использование в соответствии с целями и методами обучения.


6. Передает контекстные знания 4  и развивает навыки участников тренинга

  • Рассказывает об особенностях применение новых знаний и навыков, демонстрирует способы их приложения на собственном примере и на конкретных контекстных примерах.
  • Поощряет участников тренинга делиться своим собственным опытом, использует их знание и опыт с целью демонстрации эффективности знаний и навыков, полученных во время тренинга.
  • Предоставляет четкие объяснения, указания и инструкции, убеждается в их понимании участниками тренинга.
  • Применяет комбинацию методов обучения, направленную на достижение целей обучения и  способную продемонстрировать особенности применения новых знаний и навыков в контексте и отработать их на практике во время тренинга.
  • Наблюдает, оценивает динамику учебного процесса, адаптирует свое поведение и стиль ведения тренинга в соответствии с особенностями участников тренинга и его контекстом.


7. Демонстрирует навыки опросов и управления дискуссией

  • Задает понятные, четкие и уместные вопросы, применяет техники задавания вопросов в соответствии с целями и контекстом учебного процесса.
  • Развивает контекстные темы, поднятые в вопросах участников и важные для достижения целей обучения.
  • Поощряет участников тренинга к дискуссии, структурирует ответы и обеспечивает процесс конструктивного и содержательного обсуждения.
  • Использует ответы на вопросы участников тренинга как основу для  выводов и обобщений.
  • Обобщает результаты дискуссий, делает выводы и связывает их с новыми знаниями и навыками.


8. Предоставляет объяснение и обратную связь

  • Открыт к обсуждению: позволяет участникам тренинга требовать объяснений, отвечает на их вопросы, предоставляет объяснения в соответствии с контекстом тренинга.
  • Обеспечивает четкую, своевременную, уместную и конкретную связь относительно успехов участников тренинга и результатов обучения.
  • Поощряет и помогает участникам тренинга предоставлять и получать обратную связь.


9. Мотивирует участников тренинга к учебе

  • Определяет уровень мотивации участников тренинга к обучению.
  • Обеспечивает благоприятное отношение участников тренинга к обучению и поощряет их к активным действиям. 
  • Помогает участникам устанавливать реалистичные ожидания и определяет ценность новых знаний и навыков для участников тренинга в соответствии с их профессиональным контекстом.
  • Помогает участникам тренинга достигать успехов в применении полученных знаний и навыков на практике в процессе обучения.


10. Обеспечивает условия для использования приобретенных знаний и навыков

  • Исследует с участниками тренинга условия, которые могут способствовать или осложнять применение приобретенных навыков в их профессиональном контексте.
  • Поощряет участников тренинга к разработке собственных концепций и идей относительно применения приобретенных знаний и навыков на практике. 
  • Обеспечивает возможности для обсуждения путей применения приобретенных навыков после тренинга.
  • Вместе с участниками тренинга разрабатывает план применения приобретенных знаний и навыков на рабочем месте после тренинга.
  • Определяет и распределяет ответственность за использование приобретенных знаний и навыков полученных в результате обучения на тренинге.


11. Оценивает эффективность обучения

  • Наблюдает за индивидуальным и групповым выполнением участников тренинга в процессе обучения, отслеживает изменения в выполнение и разрабатывает рекомендации относительно его улучшения. 
  • Оценивает отношение участников тренинга к обучению и применению результатов обучения в их профессиональном контексте, их реакцию.
  • Обеспечивает участников процесса обучения возможностью для самооценки и самоусовершенствования (предоставляет список литературы, ссылок на web-ресурсы, и тому подобное). 
  • Разрабатывает и применяет критерии оценки эффективности тренинга. 
  • Оценивает эффективность применяемых методов обучения, материалов и мероприятий по обучению.
  • Оценивает свою работу как бизнес-тренера.  
  • Оценивает влияние условий обучения, способствовавших или сдерживающих достижение целей обучения, разрабатывает план действий по их устранению на будущее.
  • Отмечает в соответствующих документах или отчетах данные о процессе и результатах оценки.


12. Применяет наглядные знания и навыки экспертной области для разработки лучших тренингових решений

  • Демонстрирует глубокие знания области специализации, систематизирует свой прошлый опыт и источники информации.
  • Изучает и анализирует проблемы заказчика, определяет причинно-следственную связь и предлагает контекстные мероприятия по обучению.
  • Консультирует заказчика и обеспечивает соответствие целей и результатов обучения приоритетам развития его бизнеса.


13. Применяет информационные технологии

  • Применяет информационные технологии и средства для администрирования процесса обучения.
  • Применяет информационные технологии для поиска и отбора информации, необходимой для  разработки программы обучения и обеспечения результатов обучения.
  • Применяет информационные технологии для сохранения и повторного использования материалов обучения.
  • Применяет информационные материалы с целью поддержки соответствующего уровня безопасности и конфиденциальности информации.


14. Возобновляет и непрерывно совершенствует профессиональные знания и навыки в сфере обучения и развития человеческих ресурсов

  • Проявляет устремление  к личностному развитию, изучает и внедряет передовые технологии обучения и развития человеческих ресурсов.
  • Устанавливает, поддерживает и развивает профессиональные контакты в отрасли обучения и развития человеческих ресурсов, развития бизнеса, организационного развития и по тематике.
  • Открыто  воспринимает все новое, учится и принимает активное участие в мероприятиях по профессиональному развитию тренеров.
  • Адаптирует и совершенствует свой собственный стиль ведения тренинга в соответствии с контекстом и особенностями участников тренинга.


15. Придерживается этических, правовых норм и стандартов

  • Признает этические и правовые последствия работы бизнес-тренера.  
  • Придерживается профессиональных этических принципов работы бизнес-тренера, связанных с конфиденциальностью информации на всех этапах процесса обучения, а также при взаимодействии с заказчиком, интеллектуальной собственностью и авторскими правами.
  • Обеспечивает равенство в отношении ко всем участникам процесса обучения.
  • Избегает конфликта интересов участников процесса обучения.


16. Устанавливает и поддерживает профессиональное доверие

  • Демонстрирует образцовое профессиональное поведение бизнес-тренера   как специалиста в отрасли специализации, обучения и развития человеческих ресурсов.
  • Уважает ценности и точку зрения других.
  • Демонстрирует гибкость, открыто воспринимает изменения и конструктивную критику.
  • Согласовывает свою профессиональную деятельность с организационным контекстом и целями заказчика.
  • Развивает и поддерживает доверительные отношения и сотрудничество со всеми участниками процесса обучения.

Контекстные знания – специальные знания, связанные с профессиональной деятельностью участников тренинга (типология клиентов, знания стилей лидерства, проч.)

____________________________________________________________________________________

© Р. В. Лемещук, адаптировано. При использовании стандартов ссылка на автора является обязательной.

1 Процесс обучения в широком понимании последовательно включает в себя такие этапы: оценка потребностей в обучении, постановка целей обучения, дизайн и разработка программы обучения, проведения обучения, оценка эффективности обучения, внедрения результатов обучения; участники процесса обучения: заказчик в лице менеджера по персоналу, руководства или других уполномоченных лиц и непосредственно участники тренинга.

2 Профессиональный контекст – особенности, условия бизнес-среды участников тренинга, которые связаны с их профессиональной деятельностью.

3 Участники тренинга – представители заказчика, которые непосредственно будут принимать участие в обучении, те, которых учат.

4 Контекстные знания – специальные знания, связанные с профессиональной деятельностью участников тренинга (типология клиентов, знания стилей лидерства, проч.)