Карта сайта |Контакты

ШКОЛА БИЗНЕС-ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

 

Тренер для… бизнеса

Юлия ДАНКОВА, корреспондент журнала "Пропоную роботу"

Бизнес все больше напоминает боксерский ринг или беговую дорожку, где только сильнейшие добиваются результатов и завоевывают лавры чемпионов. Часто победа в марафоне от бизнеса зависит от таланта и подготовки, работающего в нем персонала, новых методов управления и мотивации сотрудников. Поэтому сегодня большая роль при достижении успеха в бизнесе отводится современному обучению сотрудников при участии внутренних и внешних провайдеров краткосрочного обучения - бизнес-тренеров.
Для отечественного рынка труда профессия бизнес-тренера довольно новая, поэтому на государственном уровне пока не разработаны стандарты, которые бы регулировали данную образовательную деятельность. У каждого из практикующих бизнес-тренеров был свой путь прихода в профессию, наиболее часто ряды этих специалистов пополнялись из психологов, социологов, преподавателей или экономистов, имеющих опыт руководящей работы. Но знать психологию поведения людей и владеть методологией обучения еще далеко не самое главное. Необходимо четко понимать, как рождаются и принимаются конкретные бизнес-решения, как они внедряются в организационный процесс и как оценивается их эффективность.

Концептуальный подход
Отсутствие конкретных требований к "тренерскому" образованию стало серьезной проблемой для многих компаний, осознавших ценность краткосрочного обучения сотрудников для развития бизнеса. И, несмотря на то, что к подбору провайдеров тренингового рынка в организациях относятся очень скрупулезно, подчас никто не застрахован от ошибки, тогда вместо полноценной услуги, направленной на решение конкретных задач бизнеса, можно получить "развлекательное шоу" для сотрудников и потерять немалые бюджетные средства. Поэтому вопрос: "Как правильно выбрать бизнес-тренера?" с каждым днем становится все более актуальным. Правильная подсказка ответа на этот вопрос появилась лишь недавно - с разработкой "Модели компетенции бизнес-тренера под потребности современного бизнеса" (смотрите таблицу). Её автором является партнер консалтинговой компании "AB-Capital", директор Школы бизнес-тренерского мастерства - Руслан Лемещук.

- Школа бизнес тренерского мастерства (кстати, единственная в нашей стране) - совместный проект Школы HRM (Human Resource Management) и Ассоциации IBSTPI, эта организация впервые в мире создала стандарты и модель компетенции бизнес-тренеров, - комментирует Руслан. - Более двух лет назад, работая наемным менеджером и директором по персоналу, я постоянно сталкивался с проблемой подбора компетентных тренеров для обучения сотрудников своей компании. Случалось так, что хорошо расписанные и разрекламированные тренинги подчас не приносили абсолютно никаких результатов, адекватных затраченным средствам. В связи с этим и появилась идея выделить объективный срез умений, обязательный для каждого бизнес-тренера, без которого нельзя заниматься этой ответственной работой. Предложенная модель компетенции разработана на основе опроса тридцати ведущих международных компаний, в этой связи определены основные виды тренерской деятельности: планирование, подготовка и проведение тренинга, а также его оценка и управление процессом обучения. Все остальное - уровень мастерства тренера, сравнимый с искусством...

Степень мастера
Идея создания программы обучения для бизнес-тренеров была воспринята на рынке неоднозначно. Заказчиками (то есть HR-ами) - очень позитивно, поскольку дала инструменты для проверки бизнес-тренера на профпригодность. А вот "специалистами", которые не беспокоились о качестве предоставляемых ими образовательных услуг, - довольно негативно, так как они считают себя "свободными художниками от бизнеса", совершенно забывая о том, что заказчик ждет от них конкретных инструментов, проверенных практикой для продвижения своего бизнеса.
- Раньше считали: неважно, знаешь ли ты сам досконально то, чему научаешь, - комментирует Руслан Лемещук. - Сейчас бизнес ставит более высокие планки для образовательных программ и требует, чтобы тренер был экспертом, разбирался в том, чему он обучает сотрудников. Если он специализируется на тренингах по продажам, то должен иметь личный опыт продаж, если же обучает менеджмент навыкам управления - обязан быть управленцем. Многие уверены, что достаточно начитаться книжек, купленных на Петровке, и будешь первоклассным тренером. Но это далеко от истины…

И все-таки, как стать бизнес-тренером? Во-первых, обязательно высшее образование, желательно не одно. Моделируя истории успеха известных тренеров, заметим, что у всех у них за плечами несколько вузов (по направлению бизнеса, психологии или экономики), плюс ученые степени и хорошая профильная школа. Во-вторых, важно иметь соответствующий практический опыт.
- Стать по-настоящему успешным специалистом невозможно без системного мышления, - уверен Руслан Лемещук. - Нужно научиться видеть отдельные детали, элементы организации бизнеса - а на это уйдет минимум два-три года. Я занимаюсь бизнес-тренингами более восьми лет: у меня хорошая австрийская школа, масса заграничных стажировок и опыт работы в отечественных и зарубежных компаниях. Но я знаю, что найдутся молодые специалисты, которые скажут: "Мы лучше", - и, возможно, будут правы! Ведь виртуозом в этой профессии можно считаться только сейчас. Если ты профи сегодня, не факт, что останешься им завтра. Бизнес-тренеру необходимо постоянно совершенствоваться, экспериментировать, искать новые пути и более успешные способы решений, поставленных задач. К тому же, очень важны его личностные особенности, которые как раз и позволяют быть успешным мастером, формируют бренд и уникальность личности.

Школа успеха
Программа "Искусство бизнес-тренинга" включает в себя четыре модуля (120 часов): три из них - непосредственно обучение, четвертый - экзамен, где участники защищают свою программу и проводят демо-тренинг. Каждому выпускнику присваивается один из трех квалификационных уровней: кстати, высший квалификационный уровень еще никому не присвоен. Однако приходят в школу не только новички, но и директора консалтинговых компаний, известные корпоративные или независимые тренеры - всем есть, чему здесь поучиться.
- Набор на программу ограничен: всего десять человек в год, и в силу объективных и субъективных причин не все доходят до защиты, - рассказывает Руслан Лемещук. - Слушателям Школы необходимо разработать тренинг, провести его и оценить, а также доказать свою успешность как тренера. Независимая аттестационная комиссия из людей бизнеса, присваивающая квалификационные уровни выпускникам, утверждает, что в ходе обучения происходит настоящее чудо. В течение полугода слушатели меняются просто на глазах! Парадоксально, но после первого модуля, когда дается общая "картинка" профессии, некоторые вдруг решают, что быть тренером им не по плечу, так как они не могут преодолеть боязни аудитории. Но к выпуску они начинают уже осознавать свое пристрастие к этому виду деятельности.
Проект Школы бизнес-тренерского мастерства - уникален, так как здесь преподают как украинские, так и российские специалисты международного класса. Изначально приглашали и западных преподавателей, однако в силу различных причин слушатели отказались от их участия.
- У нас читают только хорошо известные тренеры, мастера своего дела, - комментирует менеджер по маркетингу и PR компании "AB-Capital" Виктор Закотий. - Это лучшие специалисты в сфере HR в Украине: директор Школы HRM - Анна Власова, бывший HR-директор крупной компании, директор Школы бизнес-тренерского мастерства - Руслан Лемещук. Тренинги по продажам, менеджменту и управлению проводит известный маркетолог Игорь Василевский, а по командообразованию - российский тренер Дмитрий Григорьев. В компетенции Юноны Ильиной - инновации в проведении бизнес-тренингов, приемах обучения и т. п. Юрий Сучак акцентирует внимание слушателей Школы на качестве раздаточных материалов, особенностях работы тренера в аудитории. И это - далеко не полный список преподавателей, каждый из которых делится со слушателями своим уникальным опытом и различными "фишками" собственного бизнес-тренерского мастерства.
В процессе занятий используются разные комбинации методов и приемов обучения: аудиторные занятия, дистанционное обучение, мини-лекции, обратная связь, мониторинг, кейсы, индивидуальная работа, консультирование и, конечно же, максимум практики и видеомониторинга. Также проводятся мастер-классы с участием успешных руководителей известных тренинговых компаний.
- Директора компаний рассказывают слушателям Школы о том, КАК они добились успеха. Заметьте: и это несмотря на то, что они являются нашими конкурентами, но им также интересно участвовать в становлении цивилизованного рынка образовательных услуг, - рассказывает Руслан Лемещук. - Согласитесь, разве такое образование можно сравнить с традиционным? Мы управляем процессом обучения с помощью специальных техник "погружения", поэтому очень быстро заставляем людей думать совершенно иначе, чем они это делали раньше… Что касается перспектив, то я по натуре перфекционист и боюсь только одного: чтобы наша программа не стала массовой. Не хочу, чтобы качество пострадало от количества. В остальном вижу только прогресс и совершенствование в связи с новыми потребностями. Думаю, вскоре мы предложим новые программы уже для наших сегодняшних выпускников!

Статья опубликованна в журнале "Пропоную роботу" №14 2006 года.