Карта сайта |Контакты

ШКОЛА БИЗНЕС-ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

Лучшее для лучших

Виктор Закотий, менеджер по маркетингу и PR консалтинговой
компании AB-Capital

Немного истории

Профессия бизнес-тренера появилась в Украине сравнительно недавно, а точнее в начале 90-х годов. Первые тренинги скорее представляли собой некие развлекательные программы или познавательные лекции, нежели обучение конкретным действенным инструментам сотрудников компании, направленным на повышение эффективности их работы в бизнесе. Но за короткий промежуток времени тренинговый рынок "повзрослел", что было связано, прежде всего, с более жесткими требованиями к качеству тренинговых программ, которые стали предъявлять заказчики. Новой профессии ничего не оставалось, как эволюционировать, подстраиваться под потребности рынка. Многие тренинговые компании стали искать свою нишу: одни специализировались на психологических тренингах, которые предполагали проведение мероприятий, направленных на личностный рост, другие - на бизнес-тренингах, подразумевающих развитие сотрудников, задействованных в бизнес-процессах.
Естественно, тренеры также шлифовали свою специализацию. Тренеры-психологи выходили на новый уровень работы с аудиторией, разрабатывали и применяли новые приемы передачи информации и знаний участникам тренинга. Когорта бизнес-тренеров, стала пополняться специалистами, имеющими богатый практический опыт работы в бизнесе на различных высоких позициях, что особенно ценно для тех, кто в бизнесе строит свою карьеру. Среди обучающих программ наиболее востребованными до сих пор остаются тренинги по техникам продаж, где особенно важен личный опыт тренера как "продажника", его способность передать инструменты, проверенные практикой, участникам тренинга, ведь от этого зависит эффективность их работы в компаниях, а во многом и дееспособность самого бизнеса.
Со временем большое внимание стало уделяться дизайну тренинга и наполнению программ обучения, что, безусловно, потребовало специальной подготовки бизнес-тренеров. Вначале появились специальные тренинги для тренеров, цель которых обучить начинающих и действенных специалистов более эффективной разработке и проведению тренинговые программы. Чуть позже отечественные и зарубежные тренинговые компании начали создавать свои специализированные школы и мастерские по подготовке бизнес-тренеров, в которых их обучают по специально разработанным программам.
Среди существующих сегодня на рынке Украины заведений по подготовке бизнес-тренеров особую популярность приобрела Школа бизнес-тренерского мастерства, которая, кстати, недавно торжественно провела очередной выпуск своих слушателей. Уникальность этого совместного проекта консалтинговой компании AB-Capital, школы HRM и международной сертификационной ассоциации ibstpi заключается в том, что это пока единственная Школа, работающая по международным стандартам, предоставляющая своим выпускникам международный сертификат, свидетельствующий об их высокопрофессиональной подготовке. В Школе преподает более 10 известных на украинском рынке бизнес-тренеров таких, как Руслан Лемещук и Игорь Василевский (партнеры компании AB-Capital), Анна Власова (директор школы HRM), Павло Шеремета (директор KMBS), Дмитрий Григорьев (президент Consulting Systems), Наталия Ельникова (Руководитель клуба бизнес-тренеров) и другие. Отличительной чертой Школы является стиль проведения обучения, который состоит из тренингов, коучинга и мастер-классов, на которых слушатели могут ознакомиться с различными техниками ведения тренингов, узнать "фишки" каждого преподавателя, чтобы умело сочетая все увиденное и услышанное, разработать свою оригинальную программу и защитить ее перед требовательной экзаменационной комиссией.
Школа начала свою деятельность в начале 2005 года и уже имеет в своем активе больше двух десятков профессионально подготовленных бизнес-тренеров. Сейчас она активно развивается и проводит набор слушателей на новую программу обучения, которая будет проводиться осенью текущего года.

Программа подготовки бизнес-тренеров


Архитектура и дизайн программ направленных на подготовку тренеров в Школе бизнес-тренерского мастерства создается в зависимости от их назначения и специализации. Классификация программ по назначению предполагает разделение на обучение внешних тренеров для трениговых компаний, внутренних тренеров для корпоративных учебных центров и университетов, а также подготовку обеих категорий тренеров. Такая классификация продиктована особенностями специфики работы внутренних и внешних тренеров. Если первые проводят стандартные корпоративные тренинги для сотрудников одной компании, то вторые работают с разными заказчиками, поэтому подрабатывают свои программы под их требования, и эту специфику следует учитывать.
Еще одной характерной особенностью Школы является специализация бизнес-тренеров, которая заключается в подготовке тренеров к проведению определенной группы тренингов, в зависимости от выбранной ими тематики, например, специализация по проведению тренингов по продажам, лидерству, командообразованию и др.
Необходимость специализации появилась в результате увеличившихся требований рынка к качеству предоставляемых тренинговых услуг. Так, если раньше тренер мог проводить обучение практически на любую тему, имея несколько базовых программ, то теперь существует необходимость более глубокого и профессионального обучения персонала. В данном случае специализация является тем решением, которое позволяет тренеру стать более компетентным специалистом в определенном сегменте тренингов и благодаря этому повысить ценность своих услуг для заказчика.
Что касается примеров программ, по которым проходит обучение в Школе бизнес-тренерского мастерства, то, как пример, можно рассмотреть программу "Искусство бизнес-тренинга". Она уже несколько раз применялась для обучения слушателей Школы, и имеет ряд положительных отзывов о себе.
Программа "Искусство бизнес-тренинга" включает в себя 120 аудиторных часов обучения, которые в свою очередь делятся на четыре модуля. В среднем каждый курс подается в нескольких форматах: семинар (10%), тренинг (70%) и индивидуальная работа с преподавателем - коучинг (20%), кроме того, отдельно от основного обучения проводятся мастер-классы. По назначению программа предполагает подготовку бизнес-тренеров для тренинговых компаний и подготовку корпоративных (внутренних) тренеров одновременно.
Что касается информационного наполнения программы, то первый модуль предполагает предоставление основ знаний в сфере проведения бизнес-тренинга. Сюда в первую очередь входит оценка потребностей в обучении аудитории, дизайн и разработка программы бизнес-тренинга. В этом году в конце первого модуля также прошел мастер-класс на тему "Искусство быть бизнес-тренером", во время которого известные специалисты делились опытом со слушателями о том, как необходимо строить собственный бренд бизнес-тренера на рынке.
На втором модуле обучения слушатели программы "Искусство бизнес-тренинга" изучают конкретные инновационные методы и инструменты проведения тренинга, начиная от оформления раздаточных и презентационных материалов, заканчивая умением управлять аудиторией. Дополнительно они получают знания в сфере основ HR-менеджмента, и расширяют свои знания по выбранной специализации.
Третий модуль посвящен обучению бизнес-тренеров основам проектного менеджмента и пониманию бизнес-тренинга как бизнеса. Кроме того, в завершении этого модуля слушатели сдают экзамен на усвоение полученных знаний и демонстрируют тренинговые программы, разработанные самостоятельно.
Четвертый модуль включает в себя защиту проектов. Оценивает результаты работы выпускников экспертная комиссия представленная как преподавателями Школы, так и руководителями HR-департаментов известных компаний. Вначале защиты дипломники презентуют свои программы, а затем отвечают на вопросы членов экспертной комиссии. По завершению защиты каждому слушателю Школы торжественно вручают диплом бизнес-тренера и сертификат, свидетельствующий о том, что их подготовка осуществлялась по стандартам, разработанным международной ассоциацией ibstpi.

Принципы и подходы к обучению в Школе бизнес-тренерского мастерства


В Школе бизнес-тренерского мастерства существует свои принципы и подходы к обучению. Они необходимы для поддержки ее имиджа, а также позиционирования по отношению к клиентам и общественности.
Принципы являются общим определителем политики Школы. Вот некоторые и них:

Соответствие международным стандартам. Необходимо для поддержания высокой квалификации тренеров, программ обучения и качества преподавания.

Бизнес-ориентированность. Предполагает ориентацию работы школы на результат.

Полная передача знаний. Преподаватели Школы полностью передают свое мастерство, знания, умения, секреты успеха и другую информацию слушателям.

Основная задача подходов к обучению - сделать его более продуктивным и качественным. Ниже приведены подходы, применяемые в Школе бизнес-тренеского мастерства.

Применение передового практического опыта в сфере проведения бизнес-трененгов. С этой целью изучается мировой опыт проведения бизнес-трененгов, а для обучения слушателей Школы приглашаются известные в национальном и международном масштабе бизнес-тренера.

Проведение обучения в Школе командой опытных бизнес-тренеров. Это значит то, что каждый отдельный курс, который входит в программу обучения проводит специалист в данном вопросе - мастер своего дела. А поскольку в одной программе таких курсов несколько, то это позволяет дать максимально качественный уровень образования во время всего обучения.

Предоставление знаний с помощью комбинации различных форм обучения. Большую часть обучения в Школе занимают такие эффективные формы обучения как семинары, тренинги, коучинг и мастер-классы. Их применение необходимо для того, чтобы добиться максимального усвоения материала слушателями.

Обязательная аттестация выпускников программы. После завершения обучения существует обязательная процедура аттестации, во время которой проверяется уровень усвоения знаний.

Благодаря применению принципов и подходов к обучению Школа бизнес-тренерского мастерства является высоко компетентным учебным заведением, готовящим специалистов в сфере обучения и развитию персонала в Украине.

Опубликовано в журнале "Новый персонал" №7, 2006 года.